Elding
Oscarson. Маленький домик для шведской семьи
Узкие улочки, старые добротные домики, пышные сады за скромными
фасадами… Это шведская Ландскрона, получившая права города в 1413 году. В
прошлом — крупный торговый центр с самым мощным и современным
замком-крепостью, разрушенном в ХІХ веке за ненадобностью, сейчас —
портовый городок на сорок тысяч жителей.
Строительство новых домов в таких местах почти всегда становится
серьёзным испытанием для архитектора. На участке шириной всего в 5
метров, между двумя невысокими старинными постройками шведскому
архитектурному бюро Elding
Oscarson необходимо было возвести дом, достаточно просторный для
комфортного проживания в нём мужской семейной пары и отвечающий
последним веяниям современного дизайна.
Йохан Оскарсон и Йонас Элдинг справились с заданием блестяще. Благо,
шведское законодательство во многом идёт навстречу зодчим и заказчикам
их проектов, что способствует появлению в ландшафте городов таких
нестандартных архитектурных объектов.
Как в экстерьере, так и в интерьерном решении дома чувствуется
влияние японской архитектурной традиции. Это не случайно: на протяжении
семи лет Йонас Элдинг вёл совместную творческую деятельность с японской
студией SANAA по созданию Нового музея современного искусства в
Нью-Йорке. В свою очередь, Йохан Оскарсон за последнее время успел
поработать со стокгольмскими мастерами из Sandellsandberg над проектами
для Villa Nilsson и интерьером для штаб-квартиры OMX.
Бюджет строительства дома в Ландскроне, общая площадь этажа здания
которого (по внутреннему обводу наружных стен) равняется 125 кв. м.,
составил 280 тыс. евро.
В этом небольшом по объёму здании, используя довольно ограниченные
средства, архитекторам удалось создать оживлённую последовательность
воздушных пространств, ниш, лёгких лестниц, интерьеров и экстерьера,
горизонтальных и вертикальных акцентов.
Внутреннее пространство дома прорезают три тонкие плиты, мягко
разделяя его на уровни, каждому из которых отведена своя функциональная
зона. На первом размещается кухня и столовая, на втором — гостиная и
библиотека, на третьем — спальня и открытый санузел. Жилое пространство
перетекает во внутренний дворик, где находится ещё одна небольшая
постройка с рабочим кабинетом.
Открытость во всех направлениях делает здание, стены которого
одинаково отделаны со всех сторон, монолитным и прозрачным одновременно.
Соседские фасады закрыты, однако ощущается какая-то глубокая
человечность от их всестороннего присутствия, мягкого касания, множества
видимых из окон деталей, сдержанной орнаментики…
По словам Йохана Оскарсона и Йонаса Элдинга, появление в городе таких
домов, как и различных артефактов, уличной мебели, двориков и зелёных
насаждений, влечёт за собой размывание границ между частным и
общественным. Это и есть настоящие следы присутствия Человека, знаки
внимания к среде своего обитания и ухода за ней.
Сайт студии
По материалам Archdaily,
авторский текст Д.Журнала.